Суббота, 09 Ноябрь 2013 09:36

Отчет о велосипедном походе 5 к.с. в сентябре 2009 г.

Автор  admin
Оцените материал
(1 Голосовать)

Отчёт
о велосипедном туристском походе
пятой категории сложности по Кавказу 
с 9 сентября по 25 сентября 2009 г.
Руководитель группы: Хоменко Александр 
г. Харьков 2010г. 


Раздел 1. Справочные данные.

1.1 Маршрут похода.

Владикавказ – пер.Крестовый ( 2379 м) – Тбилиси – Цалка – оз. Паравани – пер. Самсарский 
(2756 м.) – оз. Табацкури – пер. Цхрацкаро ( 2462 м) – Бакуриани – Боржоми – Абастумани –
- пер.Зекарский ( 2289 м) – Саирме – Ткибули – пер. Накеральский ( 1213 м ) – Амбролаури –
- Урави – пер. Лечхумский (2725 м) – Чихареши – Лентехи – Цагери

Протяженность активной части маршрута - 825 км. 
Асфальтовых дорог – 564 км.
Грунтовых дорог – 204 км. 
Горных троп – 56 км.
Суммарный набор высоты – 15160 м.
Продолжительность похода – 17 дней
Число ходовых дней – 17 
Количество дневок – 0
Количество полудневок - 3

На маршруте было 2 участка первопрохождения вело:
1. с. Тамбовка – плато Самсар – оз. Табацкури.
2. ущ. р Лухунисцкали – пер. Лечхумский – ущ. р. Цхенисцкали

Запасные варианты:
1. Обход плато Самсар - 85 км. Грунтовая дорога – 2 дня.
2. Обход пер. Лечхумского 10 км. Тропа 1-2 дня.

Заявочные материалы рассмотрены МКК ФСТ Харьковской обл.



1.3. Состав группы.


№ Ф. И. О.         Год           Место работы         Обязанность      Опыт 


1. Хоменко         1960          Пенсионер               Руководитель    6 у,Тянь-шань,
Александр                          МВД механик                                    6 р.Памиро- алай 
Григорьевич

 

2. Могиленец      1949           Втормет                Фотограф          6 у. Тянь-шань,
Иван                                    токарь 4 р.                                            Памир 
Иванович 

3. Ильченко        1957          пенсионер               Завхоз             5 у. Заполярье 
Александр                                                                                 5 р. Алтай 
Павлович


4. Петрина          1971         строитель               Медик               3 у. Тянь-шань 
Виталий 
Георгиевич 



Раздел 2. Сведения о районе похода.


Наш маршрут начинался во Владикавказе ( РФ, Северная Осетия Алания), откуда мы по военно-грузинской дороге через 37 км. проехали в Грузию. 
Гру́зия —государство, расположенное в Восточной Европе, в западной части Закавказья,на восточном побережье Черного моря. Грузия граничит с Арменией и Турцией на юге, Азербайджаном на юго-востоке и Россией на севере. Территории Абхазии и Южной Осетии не контролируются грузинским правительством и расцениваются им как оккупированные части Грузии.
Грузия расположена в центральной и западной части Закавказья, между 41°07' и 43°05 северной широты и 40°05 и 46°44 восточной долготы. Площадь Грузии составляет 69 700 км². Расположение Грузии на рубеже полувлажного Средиземноморья, аридной Арало-каспийской впадины и нагорий Передней Азии с континентальным климатом обусловило разнообразие ландшафта, природного и растительного мира. Черноморское побережье Грузии имеет протяженность 308 км и лишено каких-либо значительных заливов, островов или полуостровов. На севере Грузии расположен Большой Кавказский хребет. На южном склоне Большого Кавказского хребта расположены Гагрский, Бзыбский, Кодорский, Сванетский, Харульский, Лечхумский, Ламисский, Гудисский, Картлийский и Кахетский хребты; на северном склоне — Хохский, Шавана, Кидеганский, Хевсуретский и Пирикитский хребты. Главную роль в создании нивальных форм рельефа на высокогорном севере Грузии сыграли ледники. На востоке Большого Кавказа расположены вулканические образования, которые относятся к исторической эпохе. На юге находятся расположенные в межгорной депрессии Иверийская и Колхидская впадины. Аллювиальные равнины занимают большую часть Колхидской и Иверийской впадин. Впадины разделены Дзирульским массивом. Этими равнинами являются — Колхидская низменность, Внутреннекартлийская, Нижнекартлийская и Алазанская равнины. Южнее от Колхидского региона, на высоте 2850 метров над уровнем моря расположены Месхетский, Шавшетский, Триалетский и Локский хребты. Южно-Грузинское вулканическое нагорье занимает южную зону Грузии. Вершиной нагорья является гора Диди Абули.

Население Грузии.

Общая численность населения Грузии — 4 615 807 чел. По переписи населения в Грузии в 2002 г.(из 4 369 579 жителей) проживают следующие национальные группы —грузины (83,7 %), азербайджанцы (6,5 %), армяне (5,7 %), русские (1,5 %), осетины (0,9 %), курды и езиды (0,5 %), греки (0,3 %), чеченцы и украинцы (0,2 %), ассирийцы, аварцы, абхазы и другие.

Флора и фауна.

Очень богат растительный мир. По подсчётам ботаников, количество видов цветковых растений — свыше 4500 — больше, чем во всей Европейской части бывшего СССР. Относительная стабильность климата в прошлом способствовала сохранению древних элементов флоры, реликтовых и эндемичных растений (рододендроны, самшит, лавровишня, хурма и др.).
Фауна Грузии довольно разнообразна. На территории Грузии обитает свыше 11 тыс. видов беспозвоночных, в том числе почти 9 150 членистоногих (из них свыше 8 230 видов насекомых). Зафиксировано 84 вида пресноводных рыб, а также 6 интродуцированных видов. Земноводные представлены 12 видами. 52 вида, принадлежащих к классу рептилий, включают 3 вида черепах, 27 видов ящериц и 23 вида змей (из них 3 вида змей и 12 ящериц — эндемики Кавказа). На территории Грузии обитает 109 видов млекопитающих.
Для экосистем Грузии обычны такие крупные млекопитающие, как медведь, волк, лиса, благородный олень, косуля, кабан. На грани вымирания находится леопард, считавшийся исчезнувшим на Кавказе видом и вновь обнаруженный грузинскими зоологами в 2001 году. Полосатая гиена и джейран также находятся на грани вымирания. В альпийском и субальпийском поясе характерны два вида туров: дагестанский и кавказский, которые встречаются в высокогорьях Большого Кавказа. Рядом с морским побережьем Грузии из млекопитающих встречаются 3 вида дельфинов —белобочка, афалина и морская свинья. Кроме того, в 1939 г. около Батуми был отмечен белобрюхий тюлень. Из морских рыб встречаются в числе прочих: акулы, скаты, белуги, русский и атлантический осетры, черноморский лосось, хамса, сельди, морские собачки, камбалы, иглы-рыбы, морские коньки и другие.


Полезные ископаемые.

Грузия располагает широкой гаммой полезных ископаемых. Минерально-ресурсный потенциал страны представлен 450 месторождениями полезных ископаемых 27 видов, основными из которых являются: высококачественные марганцевые руды (Чиатура — 200 млн т, ежегодная добыча — до 6 млн т), каменный уголь (Ткибули — 400 млн т), медные руды (Марнеули — 250 тыс. т), нефть (Самгори, Патардзеули, Ниноцминда, промышленные запасы — 30 млн т).
Грузия располагает значительными запасами строительных материалов: бентонитовой глины (17 млн т), доломитов, известняка (200 млн т), глины для производства цемента (75 млн т) и кирпича (47 млн м3), гипса, талька, формовочного песка.
На территории Грузии зарегистрировано около 2 тыс. источников пресной воды с суммарным годовым дебетом 250 млрд л., 22 месторождения минеральных вод, в том числе лечебных — «Боржоми», «Саирме», «Набеглави», «Зваре» и других, общим дебетом около 40 млрд л/год. В настоящее время пресные и минеральные воды экспортируются в 24 страны мира.
Общая площадь лесных ресурсов — 3 млн га. Запасы древесины оцениваются в 434 млн кубометров. Территория страны — богатая сырьевая база для фармацевтической промышленности.
Уникальны по своим характеристикам рекреационные ресурсы страны — горные и морские курорты.
Климат
Климат Грузии находится под влиянием субтропического средиземноморского климата и Большого кавказского хребта.Вдоль побережья Черного моря, от Абхазии до турецкой границы, а также в районе, известном как Колхидская низменность, доминирует субтропический климат с высокой влажностью и обильными осадками (от 1000 до 2000 мм в год, а в черноморском порту Батуми даже 2500 мм в год). В этом регионе произрастает несколько разновидностей пальмовых. В середине зимы средняя температура составляет 5 °C, а летом — +22 °C.


Водные ресурсы.

Жинвальское водохранилище на АрагвиРечная сеть развита неравномерно. Наибольшей густотой она отличается в Западной Грузии.Реки Грузии принадлежат двум бассейнам — Черноморскому (75 % стока) и Каспийскому. Почти весь сток Каспийского бассейна выносится рекой Кура, на которой расположеноМингечаурское вдхр. Реки Черноморского бассейна (Западная Грузия) не образуют единой системы, впадая в море самостоятельно. Главная из них —Риони, протекающая на нижнем отрезке по Колхидской низменности. Значительны также Ингури Цхенисцкхали и др. Большинство рек, берущих начало в горах, имеет максимальный расход (половодье) весной, при таянии снега. Реки, получающие питание главным образом из ледников, несут более всего воды летом и имеют в это время резко выраженный суточный ход расхода с максимумом в вечерние часы и минимумом перед рассветом. Обладая быстрым течением, горные реки замерзают редко. Они протекают в глубоких ущельях, имеют значительное количество порогов. В зоне известняков Большого Кавказа и вулканических пород Джавахетского нагорья подземный сток (подземные водные потоки) превосходит поверхностный. Грузия богата гидроэнергоресурсами. На многих горных реках сооружены каскады ГЭС, построены водохранилища. Общая длина оросительных систем превышает 1000 км.Озёр в Грузии немного, в основном на Джавахетском нагорье. Самое большое из них — озеро Паравани.

Для путешествия по Грузии гражданам Украины необходимо иметь загранпаспорт. Въезд в страну – безвизовый.



Раздел 3. Организация похода.

3.1 Разработка маршрута.

При выборе района путешествия учитывались следующие требования:

- предполагаемый маршрут похода должен был соответсвовать 5-й категории сложности с учетом двух участков первопрохождения.
Р-н Грузии подходит для проведения велопоходов высших категорий сложности ввиду наличия горных грунтовых и асфальтовых дорог, большого перепада высот, перевалов высотой 2000 – 3000 м, как проезжаемых на велосипеде, так и перевалов , прохождение которых возможно только пешком.
- закавказье давно не посещалось участниками похода, а изменения, произошедшие в Грузии за последние годы, сделали ее очень привлекательной для велотуристов с точки зрения безопасности и доброго отношения как властей и правоохранительных органов, так и местного населения. Кроме того относительная близость региона позволила значительно сократить бюджет похода. 
- нитка маршрута должна быть логичной и максимально охватить наиболее интересные районы Грузии.
- на маршруте планировалось посещение труднодоступных мест в р-не озер Паравани и Табацкури, а также переход через Лечхумский хребет.
- активная часть похода должна была закончиться в Цагери, откуда очень удобно было добраться до Кутаиси и далее в Поти, что бы несколько дней отдохнуть и покупаться в море.

В основу маршрута были положены как ранее пройденные участниками похода участки, так и участки первопрохождения, изучены отчеты вело и горных групп Украины и др. стран.

3.2 . Предпоходная подготовка.

Учитывая то, что группа состояла из опытных велотуристов, основная подготовка к походу проводилась каждым участником самостоятельно. Проводились тренировки для повышения функциональной готовности. Зимой – лыжи, велосипед, тренажерный зал и баня.
Могиленец И. в 2010 г. был участником велопохода 6-й категории сложности по Северному Кавказу. Остальные участники регулярно тренировались тренировались 4-5 раз в неделю на велосипедах. Объем тренировочной нагрузки на велосипеде к началу похода составлял 3500 -5000 км. у каждого участника. 
Для успешного безаварийного прохождения маршрута участники проживающие в Харькове в феврале-марте отрабатывали совместно прохождение с велосипедами заснеженных участков на склонах крутых оврагов, проводились тренировки на учебной «стенке» в СК НТУ ХПИ.
За несколько дней до выезда на маршрут был поведен технический осмотр велосипедов, согласованы все вопросы по групповому и личному снаряжению.
Для похода использовались горные велосипеды SCOTT, рамы которых очень надежные и обладают высокой торсионной жесткостью, необходимой для сложных велопоходов в горной местности. Два велосипеда ({Хоменко, Могиленец) были оборудованы механическими дисковыми тормозами, еще два ( Ильченко, Петрина) – тормозами типа V-BR со специальными усиленными трехцветными колодками PROMAX.
Велосипеды были оборудованы надежными и легкими багажниками.
Благодаря качественной предпоходной подготовке велосипедов, проведенной в сервисном центре технического спонсора похода - веломагазина Байк-про-Спорт (г. Харьков, пр-кт Московский 200 ), в походе была всего одна поломка велоспеда (обрыв троса переднего тормоза у Могиленца), которую легко устранили. 
Все участники использовали велорюкзаки с лямками для удобства прохождения сложных участков маршрута.

Велосипеды участников похода:

1. Хоменко А.Г. - SCOTT EXPERT RACING 2002 г. ( пробег 46820 км.)
2. Ильченко А.П. - SCOTT ASPECT - 50 2010 г.
3. Могиленец И.И. - SCOTT YZ – 2 2005 г.
4. Петрина В.Г. - SCOTT REFLEX – 50 2006 г.


Раздел 4. Техническое описание маршрута.

1 день. 09.09.10. Мин.воды – Владикавказ – российско-грузинская граница.
Поезд Харьков –Мин. Воды утром в 8.34. Автобус на Владикавказ отправляется с автовокзала до которого ок. 5 км. в 9.25. Поэтому у нас было очень мало времени на сборы. Выскакиваем из поезда, быстро собираем велосипеды. К выезду все были готовы минут через десять. Еще 15-20 мин. активного педаляжа и мы на автовокзале. До отправления автобуса остается еше 10 минут. Успешно договариваемся с водителем, разбираем и грузим велосипеды и рюкзаки. Поехали. Начало похода можно считать успешным. Если бы мы не успели на этот автобус, то о прохождении границы в этот день можно было и не мечтать. Еще по дороге во Владикавказ узнаем о том, что террорист – смертник взорвал себя на рынке Владикавказа, есть жертвы. Честно говоря эта новость нас немного шокировала. В 13.30 прибыли на автовокзал Владикавказа.
Снова быстро собираем велосипеды, узнаем дорогу на Тбилиси и отправляемся в путь. Погода пасмурная но достаточно тепло и тихо. Почти сразу за городом начинается небольшой дождь, который сопровождал нас следующие семь дней. Выезжаем на Военно-Грузинскую дорогу, асфальт неплохой, машин очень мало. Какая то подозрительная тишина. В с. Балта делаем небольшую остановку, заходим в магазин. К нам подходят милиционеры , интересуются кто мы и куда направляемся. Затем вежливо просят руководителя группы пройти в отделение с паспортами всех участников. Переписали наши фамилии и пожелав доброго пути попрощались. Дорога постепенно втягивается в Дарьяльское ущелье, проезжаем с Н и В Ларс и подъезжаем к КПП «Верхний Ларс», где нас встретили российские пограничники. Ребята они конечно хорошие, но пропустить нас на велосипедах категорически отказались, мотивируя все тем, что пункт пропуска автомобильный, а велосипед они за транспорт не считают и приравнивают нас к пешеходам. На вопрос что же нам делать, попросили отойти подальше от шлагбаума и ждать попутной машины. Учитывая то, что машины через границу переезжают редко и у нас еще велосипеды, появилась перспектива ночевать на этой стороне границы. Но удача в этот день была на нашей стороне. Прождав не более получаса мы погрузились в кузов грузо-пассажирской газели, куда нас совершенно бесплатно пустил веселый водитель-армянин. И хотя в кузове находилась еще куча вещей пассажиров газели, мы были безумно счастливы. Первая остановка метров через 80 . Все выходят из машины для прохождения паспортно-таможенного контроля. Безумие полное. Эти 80 м. мы бы проехали за несколько секунд, но «не положено». Само прохождение границы никаких затруднений не вызвало. Снова грузимся в машину и переезжаем на грузинскую территорию. Между КПП нейтральная зона ок. 3-х км.
Грузинские пограничники и таможенники встретили нас очень вежливо. Быстро прошли все необходимые процедуры и въехали в Грузию. Начало темнеть, но с ночлегом особых проблем не возникло. Палатки поставили на берегу реки справа от дороги. Чистая вода была слева от дороги. Ужин готовили на костре.
Всего за день: 
L -37,36 км -асфальт , H – 489 м, TM – 2 ч.25 м ) Высота – 1375 м.

2 день . 10.09.10
Утром туман, морось, Т - + 8 С.
9.30 Начало движения.
10.12. L – 1,41 мост на левый берег р. Терек.
10.42 L – 5,07, h – 1614 – въезжаем в тоннель. Тоннель всего несколько сот метров, но ехать желательно предельно осторожно. Спереди должны быть фары или налобные фонари, а сзади обязательно красные маячки. 
11.15 L – 8,87 , h – 1714 – с. Степанцминда ( бывш. Казбеги). Первый крупный населенный пункт на территории Грузии. Аккуратный, ухоженный. Есть небольшой рынок, магазины , гостиница. Дорога - неплохого качества асфальт. Из Степанцминды очень хорошо видна вторая по величине вершина Кавказа – г. Казбек.

11.55 L – 17,27, h – 1846 - с. Сиони . Дорога проходит по довольно широкому ущелью Терека, плавно набирая высоту.
12.42 L – 26,21, h – 1973 – с. Коби. Сразу за выездом из Коби начинается крутой подъем на пер. Крестовый. Усилился ветер.
13.19 h – 2205 м. мост на левый берег реки. По пути встречаются минеральные источники с водой типа Нарзан, очень богатой железом, отчего скалы по которым стекает вода, ярко рыжего цвета
L – 35,94, h – 2389 м. – пер. Крестовый. Переменная облачность. Т - + 18 С
Сразу за перевалом начинается крутой спуск. Справа от дороги чуть ниже перевала – смотровая площадка , с которой открывается красивый вид на ГКХ и ущелье р. Арагви
Сбросив еще немного высоты, дорога становится почти идеальной. Мы буквально пролетаем горнолыжный курорт Гудаури. Сейчас здесь затишье. Снега нет и многочисленные гостиницы скорее всего пустуют. За Гудаури крутой серпантин и резкий сброс высоты. Ехать вниз одно удовольствие. Не хочется даже останавливаться, чтобы сделать фото. 
15.43 L – 56,04, h – 1504 м - с. Квемо-Млета, мост на лев. берег р. Арагви. Серпантин закончился, дорога выравнивается, и уже плавно продолжаем спускаться вниз.
16.15. Встали на стоянку, переехав по мосту на левый берег р. Арагви не доезжая п. Пассанаури
Всего за день: 
L – 74,47 км -асфальт , H – 1169 м, TM – 5 ч.15 м ) Высота – 1103 м.

3 день. 11.09.10 р. Арагви – Тбилиси
Утром Т - + 18 С. Ночью прошел небольшой дождь
9.45 выходим на маршрут.
9.53 L – 2,24, h – 1092 м с. Пассанаури. Погода начинает портиться, временами идет мелкий дождь. L – 26,82, h – 893 м Церковь на берегу Жинвальского вдхр
Сразу за храмом начинается довольно крутой, но не очень длинный подъем по хорошей асфальтовой дороге. В конце подъема сель смыл участок дороги и образовался провал глубиной ок. 50 м. Несмотря на ограждение, в таких местах надо быть предельно внимательным и не подходить к краю обрыва.
11.55 L –30,17, h – 1092 м конец подъема.
Дальше дорога минуя живописное Жинвальское вдхр. Плавно спускается к Тбилиси по населенной долине.
13.53 L –63,41, h – 557 м - вправо поворот на Сухуми. Погода пасмурная Т - + 16 С. Небо начинает заволакивать тучами, заметно холодает.
16.30 L –72,9, h – 494 м въехали в Тбилиси. Перед въездом в Тбилиси на высоком гребне слева от дорги старинная церковь.В Тбилиси нас ждало первое серьезное испытание Пошел сильнейший ливень. Дождь был настолько сильным, что мы вынуждены были прекратить движение и пережидать под навесом на АЗС. Ливень длился около часа.. Первоначально мы планировали встать на ночлег за городом, но, учитывая погодные условия, непрекращающийся дождь и надвигающиеся сумерки, приняли решение искать гостиницу в Тбилиси. Нам также необходимо было поменять деньги, пополнить запас продуктов и купить грузинскую карту для телефона. Почти в центре города нашли недорогую гостиницу за которую мы заплатили 50 лари + 5 лари за гараж для велосипедов.
Для связи купили карту Билайн. Обошлась она нам совсем недорого, но оказалось, что этот оператор работает только в крупных населенных пунктах. В горных ущельях связи у нас не было. Поэтому лучше покупать карты других операторов, которые имеют большее покрытие, особенно в горах.
Всего за день: 
L – 86,71 км -асфальт , H – 446 м, TM – 6 ч.04 м ) Высота – 436 м.

4 день. 12.09.10 Тбилиси- Манглиси. 
Утром пасмурно и сыро после дождя. Т - + 17 С
8.40 Вышли на маршрут. Этот день очень сложно описать. Сильнейший туман лишил нас возможности созерцать природу. В то же время был самый большой дневной набор высоты..Сразу после Тбилиси начинается затяжной подъем. Сделали остановку, чтобы посмотреть панораму города. Туман еще не такой сильный. 
10.09 L –10,76, h - 786 м Цхнети
Сильный туман, морось Т - + 13 С. Видимость не более 50 м. Поэтому виден только небольшой участок дороги.
11,46 L –20,83, h - 1336 м конец затяжного подъема . Т - + 10 
12.02 L –21,39, h - 1308 м Влево поворот на Коджори.
12.25 L –24,63, h - 1430 м Т - + 9 С . Туман усиливается, моросит дождь, температура постепенно падает. Высшая точка сегодня.
14.40 L –54,25, h - 1185 м – Манглиси. От Тбилиси ехали по асфальтовой дороге. Перед Манглиси дорога выравнивается и следует небольшой сброс высоты.
Погода не улучшилась. Идет дождь, туман. Т - + 10 С.
В Манглиси отдохнули и пообедали в кафе. Грузины оказали радушный прием.
17.18 – выехали из Манглиси. Дождь прекратился, туман немного рассеялся. За Манглиси сначала крутой спуск,
12.30 L –25,75, h - 1429 м вправо поворот на монастырь.
13.00 L –33,14, h - 1341 м – влево поворот на Кикети, затем затяжной подъем. Асфальт закончился перед спуском. Начался грязный участок ремонтируемой дороги. Судя по всему, дорогу строят быстро. Работает очень много техники и людей. Но нам, к сожалению, пришлось месить грязь. 
18.52 L –63,87, h - 1332 м. Облачно Т - + 10 С. Встали на стоянку справа от дороги на опушке леса. Воду набрали в роднике на обочине дороги за несколько км до стоянки. Ужин готовили на костре.
Всего за день: 
L – 63,87 км (54,25-асфальт , 9,62 – грунт ), H – 1717 м, TM – 6 ч.09 м, Высота – 1332 м.

5день. 13.09.10. Манглиси - Тамбовка 
Утром пасмурно, туман, Т - + 13 С.
9.0 выход на маршрут.
9.36h - 1498 м. – набираем высоту, дорога – грязная грунтовка, подготовленная к укладке асфальта.
10.00 L –7,02, h - 1591 м. Справа от дороги родник. После родника дорога выравнивается.
10.17 L –8,27, h - 1645 м. Конец затяжного подъема.
10.30 L –10,21, h - 1630 м. Выехали в широкую почти ровную долину. Перед г. Цалка несколько не очень длинных спусков и подъемов.Справа видно водохранилище.
11.26 L –21,40, h - 1600 м. Начало асфальтовой дороги.
11.46 L –22,18, h - 1616 м. Мост через ж/д.
11.52 L –25,07, h - 1472 м г. Цалка. Видно, что это один из депрессивных регионов Грузии. Есть заброшенные многоэтажки и разрушенные дома. В центре города пообедали в кафе.
13.27 . Выехали из Цалки. Погода наладилась, выглянуло солнце. Сильно потеплело.
Прямо в городе начался крутой 300-метровый подъем., затем спуск к ж/д. Справа открывается вид на Цалкское вдхр.
15.26 L –44,21, h - 1566 м Начало крутого грунтового подъема.
16.14 L –48,69, h - 1892 м Выехали на новую асфальтовую дорогу.
Дорога постепенно выравнивается, перед оз. Паравани – небольшой спуск. Очень важно не пропустить поворот на Тамбовку. Указателей нет, едва заметный съезд вправо на грунтовую дорогу.
17.10 L –57,88, h - 2126 м Вправо поворот на Тамбовку. Хорошо видно оз. Паравани и Самсарский хребет. Погода снова начинает портиться, пошел холодный дождь, усилился ветер.
17.25 . Въехали в Тамбовку. Палатки решили не ставить, а попросились на ночлег в школу, которая начинает работать не 1-го, а 15 сентября. Школа большая, двухэтажная, но учеников осталось очень мало, как и жителей в селе. Живут здесь, в основном армяне.
Всего за день: 
L – 62,93 км (31,47-асфальт , 31,46 – грунт ), H – 807 м, TM – 6 ч.19 м, Высота – 2088 м.

6 день 14.09.10. Тамбовка – плато Самсар.
9.45 Выходим на маршрут. Переменная облачность, в горах пасмурно.
Поворачиваем в горы в конце села. Направление – г. Кероглы. На хребет Самсар ведет несколько дорог. Как оказалось, самая правильная начинается в центре села и идет сначала вдоль хребта, а затем, примерно через 3 км. надо повернуть влево. Мы немного усложнили себе задачу, выбрав не совсем правильное направление. Поднявшись по грунтовой дороге к подножию г. Кероглы, мы начали делать траверс хребта. По расстоянию проиграли совсем немного, но тропа проходила через каменные завалы, которые сильно мешали движению. Подъем на хребет большой сложности не представлял. Тропа хорошая, не очень крутая. Можно было даже не снимать рюкзаки с велосипедов
14.00 L –12,48, h - 2756 м зашли на хребет. Погода еще сносная, временами даже проглядывало солнце, но впереди черные дождевые тучи. Т - + 10 С. Буквально через несколько десятков метров спуска начался дождь, видимость упала из-за тумана, задул сильный холодный ветер. Спустившись с хребта мы начали подъем по левой тропе на плато Самсар. Как оказалось, эта тропа вывела нас к верхнему озеру, которое за лето совсем высохло. Дождь не прекращался, температура упала до 5 С. Решили встать на стоянку на берегу высохшего озера. Вокруг огромного плато потухшие вулканы. Место безлюдное, плато усыпано крупными камнями – застывшей лавой. Воду набрали в небольших лужицах, которые образовались на больших валунах после дождя. Ужин готовили на горелке прямо в палатке. К вечеру дождь прекратился, но по-прежнему было очень холодно.
Всего за день: 
L – 15,32 км ( 3,82 – грунт, 11,5 - тропа ), H – 979 м, TM – 3 ч.53 м, Высота ночевки – 2763 м.

7 день 15.09.10. Плато Самсар – с. Табацкури.
9.12. Выходим на маршрут. Пасмурно, вершины гор в тумане. Т - + 6 С.
Тропы нет, идем по карте и компасу. Плато всхолмлено, поверхность местами завалена камнями – застывшей лавой. 
10.20. Подошли к нижнему озеру. Вода в нем есть. Пошел небольшой дождь. От озера тропа уходит вверх на небольшой хребет.
10.42 L –3,79, h - 2721 м Вышли на хребет Фотографируемся у тура. Никаких записок не обнаружили. В этом месте плато почти ровное, местами можно ехать на велосипеде.
12.52 После тура начинается спуск с плато. Тропа уходит в узкое ущелье. Местами приходится преодолевать каменные завалы. L –9,53, h - 2033 м Вышли на дорогу. Нам надо повернуть влево вверх к кошу.
Проезжая мимо кошей надо быть предельно внимательными. Коши охраняют целые стаи злобных кавказских овчарок. Нам несколько раз приходилось останавливаться, выстраиваться в круг и, прикрываясь велосипедами ждать, пока подойдут пастухи и отгонят собак. От коша движемся по грунтовой дороге, по направлению на северо-запад. Цель – выйти на дорогу, ведущую к оз. Табацкури. Ориентируемся по карте, компасу и GPS.
14.20 L –20,05, h - 1614 м Вышли на дорогу. Нам влево на Табацкури.
Дорога старая, мощеная булыжником, поэтому ехать лучше сбоку по раскатанным грунтовкам. 
14.58 L –21,44, h - 1730 м Первый брод.
15.16 L –21,44, h - 1764 м Справа примыкает грунтовая дорога. Набор высоты пока плавный.
15.27 L –24,65, h - 1773 м Начало крутого подъема на перевал.
16.10 L –27,41, h - 2010 м Непосредственно перед перевалом дорога выравнивается
17.08 L –30,72, h - 2103 м Перевал Т - +7 С. Сильный туман и ветер.
18.19 L –43,02, h - 2003 м С. Табацкури, туман, сильный ветер с перевала, озера почти не видно. Т- + 8 С.
На ночлег остановились в местном сельсовете. В селе есть магазин.
Всего за день: 
L – 15,32 км (33,83 – грунт, 9,53 - тропа ), H – 825 м, TM – 6 ч.09 м, Высота ночевки – 2003 м

8 день. 16.09.10. с. Табацкури – Зеленый монастырь
Утром ясно, но дует прохладный ветер. Т - + 10 С.
9.40 Выходим на маршрут. Сразу за селом короткий крутой подъем выводит на доргу, ведущую на пер. Цхрацкаро.Дорога проходит по правому борту широкой долины. Набор высоты очень плавныйПостепенно подъем становится круче, но везде можно ехать в седле. По пути встречаются коши, от которых выбегают собаки, но они уже не такие злые, как на Самсарском плато.
11.30 L –13,29, h - 2462 м пер. Цхрацкаро. На перевале стоит пост полиции. У нас проверили документы, переписали данные паспортов. С перевала открывается красивейший вид на Бакуриани. Впереди уже другая Грузия. Спуск с перевала сначала по каменистому серпантину. Дорога постепенно втягивается в лес. Ехать очень приятно. Погода солнечная и теплая. 
12.42 L –20,66, h – 17,18 м Начало Бакуриани. На Т-образном перекрестке надо повернуть направо. Бакуриани – красивый лыжный курорт. Горы покрыты хвойными лесами. Строится много отелей, от Боржоми до Бакуриани построили хорошую дорогу.
13.01 L –27,53, h – 1716 м Начало асфальтовой дороги. Поворачиваем влево на Боржоми. 
Проезжаем центр Бакуриани. За поселком начинается крутой спуск по шикарной асфальтовой дороге, среди красивого хвойного леса.
13.47 L –46,72, h – 1004 м Тоннель.
14.00 L –51,57, h – 871 м начало Боржоми
В Боржоми пообедали в кафе возле городского стадиона. Затем проехали в центральный парк, где набрали из бювета настоящей «Боржоми». Закупили немного продуктов и выехали из города на Абастумани.
17.21 L –69,97, h – 828 м сворачиваем вправо на Зеленый монастырь ( на дороге есть указатель).
17.36 – после небольшого подъема по лесной дороге подъехали к монастырю.
Нас встретил настоятель монастыря, показал место, где можно установить палатки, развести костер и пригласил на ужин. В тот вечер мы хорошо отдохнули. 
Всего за день: 
L – 71,46 км (42,43 – асфальт, 29,03 – грунт ), H – 374 м, TM – 5 ч.00 м,Высота ночевки – 921 м

9 день 17.09.10 Зеленый монастырь – курорт Абастумани.
Утром солнечно, Т - + 15 С
10.0 Выходим на маршрут.
11.18 L –20,21, h – 925 м Поворот на Телиси. Едем по асфальтовой дороге, плавно набирая высоту. Слева течет река.
11.42 L –24,62, h – 924 м Агара.
12,45 L –40,32, h – 974 м Въехали в Ахалцихе.
13.02 L –45,09, h – 986 м Вправо поворот на Абастумани.
13.48 L –55,40, h – 1055 м Влево поворот на Арали.
13,55 L –56,98, h – 1072 м Бенара.
14.00 L –58,01, h – 1088 м Развилка, прямо на Абастумани, влево на Батуми.
14,23 L –60,44, h – 1119 м с. Вархани.
15.00 Курорт Абастумани.
Окрестности Абастумани очень живописные. Горы покрыты хвойным лесом, воздух чистейший. 
Всего за день: 
L – 67,78 км (66,28 – асфальт, 1,5 – грунт ), H – 781 м, TM – 4 ч.01 м,Высота ночевки – 1252 м

10 день 18.09.10 Абастумани – Багдати 
Утром ясно, Т- + 15 С.
Выходим на маршрут, солнца в ущелье еще нет. 
8.26 L –2,6, h – 1317 м Поворот на обсерваторию, справа от дороги – родник.
8.35 h – 1352 м Сразу за Абастумани начинается грунтовая дорога на перевал Зекарский.
8.48 L –5,69, h – 1398 м Дорога по мостику переходит на правый берег реки и начинается серпантин.
10.00 L –12,48, h – 1807 м Дорога петляет в хвойном лесу, местами круто, но везде можно ехать.
10.27. L –14,89, h – 1957 м открывается вид на перевал. 
10.44 L –15,40, h – 2009 м граница леса, справа о дороги кош.
11.08. L –18,31, h – 2048 м вправо пов. на пер. Зекарский, прямо дорога на курорт Саирме через более высокий безымянный перевал.
11.47. L –21,83, h – 2289 м поднялись на хребет. Временами нас накрывает туман и становится прохладно.
12.14 L –24,95, h – 2199 м вправо поворот на кош. Нам ехать влево. 
Спуск с перевала до границы леса по серпантину. Дорога каменистая, надо быть предельно внимательным.
Перед Саирме едем по красивейшему ущелью. Река течет в глубоком каньоне
14.10 L –44,26, h – 953 м Курорт Саирме. В Саирме перекусили в кафе, набрали минеральной воды. От поселка начинается хорошая асфальтовая дорога.
15.50 Выехали из Саирме.
17.33 L –71,10, h – 217 м Центр Багдати ( бывш. Маяковский).
17.40 L –74,04, h – 204 м поворот на Зестафони.
Всего за день: 
L – 79,78 км (35,52 – асфальт, 44,26 – грунт ), H – 1305 м, TM – 6 ч.24 м,Высота ночевки – 177 м

11 день 19.09.10 Багдати - Шаорское вдхр.
Утром пасмурно , но очень тепло. Т- + 21 С.
8.48.Выходим на маршрут. Сразу начинается крутой подъем, за ним после спуска еще один. Затем начинается спуск и мы выкатываемся в широкую долину.
9,39 мост через большую реку. 9.56 L –13,01, h – 153 м Выехали на трассу Тбилиси- Кутаиси. Нам ехать влево на Кутаиси.
10.37 L –19,25, h – 140 м Вправо поворот на Ткибули. Самая низкая точка нашего маршрута. Дальше начинается плавный подъем к пос. Тержола..
10.50 L –22,92, h – 164 м цент пос. Тержола.
11.30 L –34,70, h – 230 м начало крутого подъема.
12.40 L –40,71, h – 578 м вершина перевала перед Ткибули.
13.38 L –47,73, h – 529 м г. Ткибули. Шахтерский город переживает сейчас не лучшие времена, но с помощью наших украинских специалистов, строится электростанция, которая будет работать на угле, добываемом в Ткибули. Так что надежда на лучшее есть. В центре города развилка. Нам вправо на Амбролаури.В Ткибули немного отдохнули, пообедали в кафе.
15.16 Выехали из Ткибули. За Ткибули начинается подъем на перевал.
17.14 L –64,04, h – 1213 м перевал. На перевале дежурил полицейский патруль. В очередной раз радушная встреча и… предложение сопровождать нас до Амбролаури. Дальше едем в сопровождении патрульной машины. Полицейские показали нам удобное место для стоянки на берегу Шаорского вдхр., а сами ночевали недалеко от наших палаток в машине. 
18.26 L –67,16, h – 1145 м Стоянка на берегу Шаорского вдхр 
Всего за день: 
L – 67,16 км – асфальт, H – 1598 м, TM – 5 ч.32 м,Высота ночевки – 1195 м

12 день 20.09.10 Шаорское вдхр- Урави – р. Латешурисикали.
Утром ясно Т - + 15 С.
8.45 Выходим на маршрут. Вместе с нами едет и полиция. Мы совсем не нуждаемся в сопровождении, т.к в Грузии уже привыкли чувствовать себя в безопасности, но полицейские говорят, что будут нас сопровождать по всей территории р-на, им так спокойнее.
10.14 L –23,70, h – 579 м Амбролаури. Симпатичный, ухоженный городок. Подъезжаем к полиции, прощаемся с нашими сопровождающими. Они просят нас немного подождать, пока они не сдадут дежурства, а нам не дадут новую машину сопровождения.
11.34 Выехали из Амбролаури. За мостом сворачиваем направо на Они.
12.04 L –32,23, h – 625 м Поворот влево на Урави.
13.15 L –45,83, h – 818 м Урави. За Урави прощаемся с полицией. Дальше легковушка уже не проедет. Спасибо грузинской полиции за доброту и понимание. 
Асфальт окончательно исчезает. Начинается грунтовая дорога, местами очень плохая, размытая селевыми потоками и засыпанная камнями. Но на дороге ведутся восстановительные работы. Говорят, что ее хотят восстановить до с. Каджиани.
15.15 L –51,17, h – 1109 м Слева от дороги источник минеральной воды. Вода, богатая железом вытекает с пузырьками газа.
17.38 L –59,99, h – 1361 м Вышли к разрушенному мосту через р. Латешурисикали
Река бурная, но не широкая. Для перехода бросили в самом узком месте несколько бревен и натянули страховочную веревку. После этого без проблем переправились на левый берег реки
За рекой на песке у реки увидели свежие медвежьи следы. Палатки поставили на небольшой возвышенности в ста метрах от реки.
Всего за день: 
L – 60,44 км (45,83– асфальт, 14,61-грунт), H – 1187 м, TM – 5 ч.28 м,Высота ночевки – 1391 м

13 день 21.09.10 Латешурисикали - 1-й летник.
Утром солнечно Т - + 12 С
Начинаем подъем на Лечхумский хребет по старой заброшенной дороге. Местами дорога так закосла, что ее почти не видно.Дорога проходит по лесу, набирая высоту. По краю дороги заросли ежевики, которая мешает движению и в прямом и в переносном смысле. Пройти мимо свисающих прямо на тебя спелых ягод невозможно. Такого кол-ва ежевики мы не ели никогда в жизни.
12.30 L –7,55, h – 2000 м вышли на поляну. Где-то здесь должна быть тропа вправо к летнику, но она полностью заросла, и мы продолжаем идти по дороге, отклоняясь влево. 
13.00 L –8,71, h – 2052 м переходим на левый берег ручья. За ручьем несколько сот метров едем на велосипедах. Дорога, наконец выходит из леса и открывается вид на ледники Лечхумского хребта. Еще немного и мы увидели остатки летника, к которому мы спустились с небольшого хребта.
14.39 L –11,42, h – 2263 м 1-й летник. Погода прекрасная, очень тепло и тихо. Решили сделать полудневку и сделать разведку дальнейшего маршрута. Поднявшись на хребет на 200 м от летника, мы точно определили место стоянки и направление движения на перевал Лечхумский. Вот только определить, где лучше сделать спуск к р.Каджиани и как выйти ко 2-му летнику нам не удалось. Дело в том, что склон полностью зарос рододендроном, передвигаться по которому очень сложно. Сама река Каджиани не широкая, перейти ее не сложно, но течет она в каньоне, и спуститься к ней оказалось тяжело. Но об этом мы узнали на следующий день, когда прошли всего чуть более 4 км.
Всего за день: 
L – 11,5 км – тропа, H – 886 м, TM – 3 ч.25 м, Высота ночевки – 2268 м

14 день 22.09.10 1-й летник – 2-й летник.
Утром тепло, переменная облачность.
9.21 выходим на маршрут. От летника по разведанному маршруту поднимаемся на водораздельный хребет. Подъем очень крутой, поднимаемся челноком.
10.12 L –1,00, h – 2458 м седло водораздельного хребта. Можно сразу спускаться вниз к реке. Скорее всего это более простой путь, чем тот, что выбрали мы. Мы пошли вправо по хребту, затем немного траверсировали и начали спуск к реке. Спуск сильно затрудняли заросли рододендрона. Заросли такие густые, что под ногами ничего не видно. Противоположный берег реки хорошо просматривался с гребня, но когда мы спустились ниже и попали в густой, труднопроходимый лес ориентироваться стало сложно. Вскоре попали на русло сухого ручья и по нему хоть и не без труда спустились к р. Каджиани. Но передвижение по заросшему крутому склону давалось с большим трудом.. При спуске пришлось использовать страховку с веревками, местами приходилось спускать на веревке велосипеды и рюкзаки. В итоге 500-метровый спуск занял несколько часов.
14.39 L –4,62, h – 2125 м второй летник. От летника практически ничего не осталось. Видно, что люди здесь давно не были. Палатки поставили недалеко от небольшого ручья. Вечером погода испортилась, а ночью пошел сильнейший грозовой дождь.
Всего за день: 
L – 4,62 км – тропа, H – 327 м, TM – 1 ч.48 м, Высота ночевки – 2135 м

15 день 23.09.10 2-й летник – пер. Лечхумский – хр. Лечхумский
Утром дождь прекратился, но погода пасмурная, над хребтами стоит туман.
9.50 Выходим на маршрут. После летника начинается подъем на перевал по хорошо просматриваемой тропе. После крутого взлета тропа заходит на водораздельный хребет и какое то время идет прямо по хребту.Уже перед перевальным взлетом погода ухудшилась.
Туман закрыл горы и мы отклонившись влево зашли не на перевал. А на боковой хребет, который оказался выше перевала на 20 м. На хребте было очень холодно, туман, сильный ветер и снежная крупа с дождем. Чтобы выйти на перевальное седло, мы немного спустились вниз, а затем траверсировав хребет вышли на пер. Лечхумский.
16.37 L –6,82, h – 2725 м перевал Лечхумский. 
С перевала открывается красивый вид на ГКХ. Сделав фото, начинаем спуск по хорошо набитой тропе. Местами удается даже ехать на велосипеде. Спуск затрудняют заросли рододендрона, через который приходится продираться.
На стоянку встали у небольших скал. Чистой питьевой воды не нашли. Вода, которая была в небольшом озерце настолько грязная, что пить ее не решился никто даже после кипячения. Поэтому на ужин ограничились перекусом с чаем, воду для которого мы везли как НЗ
Всего за день: 
L –10,58 км – тропа, H – 927 м, TM – 3 ч.46 м, Высота ночевки – 2484 м

16 день 24.09.10 хр. Лечхумский – Мебеци
Ночью был небольшой мороз. На палатках иней, но погода обещает быть хорошая. Небо безоблачное, светит солнце. 
9.46.Выходим на маршрут. Теперь нам только вниз.Постепенно тропа втягивается в лес.
11.0 L –3,04, h – 2038 м Дошли до 1-го ручья с чистой водой.
L –3,67, h – 1935 м справа от дороги родник.
11.46 L –5,38, h – 1748 м поляна с развалинами башни.
Чуствуется приблежение цивилизации. Появились заборы, ограждающие выпасы скота. Тропа постепенно превращается в дорогу по которой можно ехать. На дороге следы от саней. Сваны даже летом в горах используют не телеги, а специальные сани.
12.17 L –8,28, h – 1325 м Вышли к реке. Решили немного отдохнуть, перекусить и просушиться. Прямо за рекой видна дорога на Лентехи. Но река бурная и перейти вброд ее тяжело. После небольшой разведки, решаем перейти малую реку, за которой есть мост через Цхенисцкали.
16.11 закончили переправу.
16.39 L –8,86, h – 1287 м Мост через р. Цхенисцкали. Почти сразу за мостом с. Чихареши. Зашли в магазин, купили продукты и совершенно бесплатно набрали в саду яблок и груш. Сваны охотно общаются с нами, расспрашивают о нашем походе. Они очень уважают украинцев и ценят нашу помощь Грузии.
18.30 на стоянку встали недалеко от Чихареши, переехав на левый берег реки
Всего за день: 
L –16,42 км (7,56 грунт, 8,86– тропа), H – 137 м, TM – 2 ч.35 м, Высота ночевки – 1226 м


17 день 25.09.10 
Утром переменная облачность, ночью прошел небольшой дождь. Т- + 20. В последний день похода нам надо было спуститься вниз по долине р. Цхенисцкали до Цагери. Оттуда на автобусе планировали доехать до Кутаиси.
Сначала дорога проходит по левому берегу реки..
L –18,12, h – 976 м мост на правый берег.
14.24 L –28,80, h – 677 м Лентехи. От поселка начинается хорошая асфальтовая дорога. 
Пообедали в кафе. Как всегда в Грузии, вкусно и недорого.
15.30 Выехали из Лентехи. 
16.48 L –51,74, h – 517 м Цагери. Перед поселком слева от дороги – большое водохранилище. Долина расширилась . В Цагери закончилась актавная часть нашего похода. Мы успели на последний пазик до Кутаиси, который отправляется из Цагери в 17.00. Проехав на автобусе по красивому ущелью к вечеру прибыли в Кутаиси. Водитель подвез нас прямо к гостинице, где мы и заночевали за 40 лари на четверых.
На следующий день на рейсовом микроавтобусе переехали в Поти, где два дня отдохнули на море, купаясь и загорая на прекрасных песчаных пляжах. Из Поти на скоростной электричке добрались до Тбилиси. ( отправление из Поти 2.10, прибытие в Тбилиси в 7.30.) Затем на микроавтобусе доехали до Степанцминды, а оттуда на велосипедах до Владикавказа. Переночевав во Владикавказе в недорогой гостинице-общежитии, на утреннем автобусе доехали до Мин. Вод. Из Мин. Вод на поезде Кисловодск-Минск прибыли в Харьков.


Раздел 5 . Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

По мнению всех участников поход соответствовал 5-й категории сложности. Наибольшую сложность представлял рельеф маршрута. Набор высоты начался уже с 1-го км.. В дальнейшем практически на всем протяжении маршрута, не было протяженных ровных участков. Ежедневный набор высоты составлял от 700 до 1700м. по дорогам и тропам разной сложности.
Еще одной особенностью похода было наличие двух участков первопрохождения. Первый – оз. Паравани – оз.Табацкури проходил через грузинскую Сибирь. По горной тропе был преодолен Самсарский хребет. Сильный туман, дождь и холодный ветер затрудняли наше продвижение. Большой неожиданностью для нас было отсутствие воды в одном из озер на плато. Из-за сильной засухи озеро полностью высохло, хотя на всех картах оно не обозначено как пересыхающее. Второй – пер. Лечхумский, практически не посещаемый не только туристами, но и местными жителями. На этом участке было несколько довольно сложных бродов, местами на спусках требовалась веревочная страховка. Выход на перевальное седло был осложнен сильнейшим туманом и дождем с ветром.
В целом все прошло хорошо.Техника была подготовлена отлично и никаких поломок не было. Правда немного выбивали из ритма проколы - 10 на группу . И это при том, что у всех участников на велосипедах стояла новая хорошая резина. Возможно в таких случаях стоит использовать резину с антипрокольными системами или вставлять антипрокольные прокладки между камерой и покрышкой. Еще один важный момент. Желательно, чтобы у всех участников были одинаковые вентили на камерах. Если обод рассчитан на вентиль PRESTA, вставить туда стандартную камеру не получиться. 
Нашей группе не очень повезло с погодой. После продолжительной летней засухи, мы попали в сезон дождей. Первые семь дней шли дожди, резко похолодало.Даже в Тбилиси температура воздуха едва превышала 10 градусов, а на Самсарском хребте была уже снежная крупа.
В целом Грузия оставила приятные впечатления. Добрые, гостеприимные люди, очень красивая природа, благоприятный климат, большое кол-во разнообразных по сложности дорог. Все это делает этот район наиболее интересным для проведения велопоходов высших категорий сложности. Мы надеемся вернуться сюда еще раз. 



Раздел 6. Дополнительные сведения о походе.

6.1. Личное снаряжение.

1. Велосипеды с багажниками
- Хоменко А.Г. - SCOTT EXPERT RACING 2002 г. ( пробег 46820 км.)
- Ильченко А.П. - SCOTT ASPECT - 50 2010 г.
- Могиленец И.И. - SCOTT YZ – 2 2005 г.
- Петрина В.Г. - SCOTT REFLEX – 50 2006 г.
2. Велорюкзак - 1 шт.
3. Велотрусы - 2 шт.
4. Велорейтузы легкие - 1 шт.
5. Велорейтузы теплые - 1 шт.
6. Термодрез - 1 шт.
7. Велорубашка летняя - 2 шт.
8. Велорубашка с длинным рукавом - 2 шт.
9. Ветровка-дождевик - 1 шт.
10.Спортивный костюм (или флис + штаны) - 1 шт.
11.Нижнее белье (трусы+футболка х/б) - 2 компл.
12.Носки шерст. - 2 пары
13.Носки х/б - 3 пары
14.Шапочка шерст. или подшлемник - 1 шт.
15.Шапочка от солнца или бандана - 1 шт.
16.Солнцезащитные очки - 1 шт.
17.Туристские ботинки - 1 шт.
18.Велотуфли или кроссовки - 1 шт.
19.Спальный мешок - 1 шт.
20.Туалетные принадлежности - 1 шт.
21.Посуда - 1 компл.
22.Фляга для воды 0,5-0,7 л. – 2 шт.
23.Личные документы (паспорт) - 1 к-т.
24.Записная книжка с ручкой - 1 к-т.
25.Чехол для велосипеда (используется как подстилка ) - 1 шт.
26.Велоперчатки летние - 1 шт.
27.Велоперчатки зимние - 1 шт.
28.Каска - 1 шт.
29.Крем от загара - 1 шт.
30.Фонарик - 1 шт.


6.2. Групповое снаряжение.

1. Газовая горелка «COBRA» - 2 шт.
2. Газовые баллоны 0,25 л. – 8 шт.
3. Ремнабор и запчасти - 1 шт.
4. Медаптечка - 1 шт.
5. Продукты питания - набор
6. Котелки - 2 шт.
7. Картографический материал - 2 к-та
8. Велокомпьютер – высотомер - 1 шт.
9. GPS –навигатор GARMIN - 1 шт.
10.Компас - 2 шт.
11.Маршрутные документы - 1 к-т.
12.Сухое горючее - 1 пачка
13.Нож, топорик пила - 1 к-т
14.Спички в упаковке - 3 кор.
15.Цифровые фотоаппараты - 3 шт.
16.Палатки HANNAH 2-х. местные - 2 шт.
17.Верёвка страховочная - 20м

6.3. Медицинская аптечка.

Благодаря строгому соблюдению участниками похода правил безопасности и личной гигиены, серьезных травм и болезней у участников не было. Из медаптечки использовались также йод, лейкопластырь, перекись водорода для обработки порезов и мелких царапин, а также витаминный комлекс Супрадин и крем для рук. 


6.4. Ремонтный набор.

Все велосипеды перед походом прошли техосмотр в сервисном центре технического спонсора похода маг. Байк-про-спорт (г. Харьков,пр-кт Московский 202). Были заменены изношенные узлы и детали. Подготовка велосипедов очень важна перед походом по Грузии, т.к купить какие либо запчасти на маршруте практически не возможно.
Поломок и серьезных проблем с велосипедами не было. Это становиться хорошей традицией начиная с Тянь-шаня 2006 г. 
Кол-во проколов на группу – 10. Для устранения проколов использовали запасные камеры и клей с латками. 

6.5. Список продуктов питания на группу из 4 человек.

В связи с тем, что часть маршрута проходила в населенной местности , была возможность при необходимости пополнять запас продуктов в магазинах и у очень гостепреимного местного населения. Группа везла с собой запас продуктов на 3 дня , а перед пер. Лечхумский на 5 -7 дней. Это значительно уменьшило вес рюкзаков, что повысило мобильность группы , особенно в сложной горной части маршрута. 
Дневной рацион составлялся из расчета 3500-4000 ккал. На сложных участках доводился до 5000 ккал.


6.6. Вес перевозимого груза.

Наименование снаряжения на 4 чел.(кг) На 1 чел. (кг)
Личное (без велосипеда) 43,2 10,8
Групповое 16 4 
Продукты питания 9,6 2,4
(не считая приобретенных
в пути)
Всего 68,8 17,2

Максимальная нагрузка на 1 чел. составляла 20 кг.

Распределение группового груза между участниками производилось в соответствии с их 
физическими возможностями и обязанностями в группе.


6.7. Смета расходов на 1 участника.

- проезд на поезде Харьков – Мин.Воды – Харьков - 700 грн.; ( $ 87)
- проезд на автобусе Мин.Воды – Владикавказ – Мин.Воды - 700 рублей рос; ( $ 23 )
- проезд на автобусе Цагери – Кутаиси - 5 лари; 
- проезд на автобусе Кутаиси – Поти . – 7 лари
- проезд на поезде Поти – Тбилиси – 17 лари
- проезд на автобусе Тбилиси – Степанцминда – 20 лари. ( $ 27 )
- расходы на маршруте - $ 120

Итого: $ 257 



7. Список литературы и источники информации.

1. Карты Генштаб СССР.
2. К.И. Вахлис Спутник туриста Здоров”я 1983 г.
3. Интернетресурсы Wikipedia.

Прочитано 929 раз Последнее изменение Суббота, 09 Ноябрь 2013 09:54

Сообщество



Друзья

место для баннеров